Созвездие Большой пес и звезда Сириус

Большой Пес на небе и его соседи

Созвездие «Большой пес» представляет одна из самых ярчайших звезд ночного небосвода — Сириус. Означает в переводе с греческого «Ярко горящий». Яркость этого светила преобладает над яркостью Солнца в 23 раза. Стоит заметить, что существуют звезды, яркость которых в сто и тысячу раз выше Солнца. Сириус — это звезда, которая находится на расстоянии от Земли в 8,6 световых лет. Это одна из близлежащих к нашей планете звезд и потому она такая яркая.

Созвездие Большой и Пес и Сириус

История происхождения названия Большой пёс

В древние времена Сириус имел множество названий. Жители древнего Египта называли его звездой Нила, это было связано с тем, что с первым утренним восходом Сириуса начинался разлив Нила. Самое древнее шумерское звание — Собака Солнца, а греки называли просто Собакой.

Спутник звезды

В 19 веке благодаря Сириусу было сделано одно из важных открытий: были обнаружены необычные звезды — «Белые Карлики».

Немецкий астроном Бессель Ф. в 1836 году, наблюдая за Сириусом предположил, что у него есть невидимый спутник. Это было сделано в результате многолетних и точных измерений. Фридрих Бессель в 1844 году опубликовал свои подозрения, указав при этом, что спутник вращается с периодом приблизительно в 50 лет. После этой публикации Бессель получил очень высокую дозу критики своих коллег. В те времена даже не допускали мысли о существовании невидимых звезд.

И все же в 1846 году Дж. Адамс и У. Леверье в результате наблюдений за планетой Уран предсказали, что в солнечной системе имеется невидимая планета. Этой планетой оказался Нептун, который практически сразу был обнаружен. Предсказание же Бесселя не находило подтверждения почти двадцать лет.

Это предсказание подтвердил американский оптик Кларк Алван в 1862 году. Испытывая новый телескоп, он обнаружил компаньона Сириуса. Этот спутник назвали «Сириус В» и прозвали «щенком». Его яркость в 1000 раз слабее, чем у Сириуса, размеры в сто раз меньше Солнца, а вот, например, его масса приближается к массе Солнца. Можно заметить, что «Сириус В» имеет очень большую плотность: до 1 тонны на кубический сантиметр. Таким образом открыли «белые карлики». Это те объекты, которые достигли своего эволюционного конца. При этом спутник вращается вокруг основной планеты с теми характеристиками, которые были указаны Бесселем.

Звездное соседство

Красивое скопление звезд М41 можно наблюдать южнее Сириуса. Отдалена эта коллекция на расстояние в 2300 световых лет. В созвездии Большой Пес имеется другая любопытная звезда 4-й величины Тау Большого Пса (τ CMa). Она является наиболее ярким светилом рассеянного звёздного скопления NGC 2362. Это одно из самых молодых скоплений, возраст которого не превышает одного миллиона лет.