Тунгусский метеорит - факты и загадки космического объекта

Тунгусский метеорит — факты и загадки космического объекта

Что же такое, «Тунгусский метеорит»? В 1908 году на Земле произошло событие космического масштаба, обратившее на себя внимание многих ученых. На планету упал некий космический объект, который нанес большой экологический ущерб.

Впоследствии он получил название «Тунгусский метеорит». Со дня катастрофы прошло уже более 100 лет, но ученые все еще не могут заявить: «Раскрыта тайна тунгусского метеорита».

След от Тунгусского метеорита

Падение тунгусского метеорита

30 июня 1908 года в Красноярском крае в районе р. Подкаменной Тунгуски произошел мощный взрыв, сопровождаемый звуковыми и световыми эффектами.

Ранним утром жители села Ванавара, расположенного поблизости, и охотившиеся в этих местах эвенки-кочевники наблюдали уникальное явление. Огромный огненный шар перемещался по небу с юго-востока на северо-запад.

Падение метеорита

Полет небесного тела сопровождался громкими звуками, подобными раскатам грома. Через некоторое время неизвестный объект упал на Землю, в результате чего произошел сверхмощный взрыв, распространившийся на высоту до 10 километров.

В тротиловом эквиваленте энергия взрыва равнялась 20-40 мегатоннам. По мощности взрыв был в 2000 раз сильнее ядерного в Хиросиме (1945 год).

Установить происхождение и рассчитать размер тунгусского объекта для ученых до сих пор остается проблемой.

Были установлены координаты падения тунгусского метеорита на карте — 60°54’7″ с.ш. 101°56’4″ в.д..

Последствия падения тунгусского метеорита

Волна от взрыва, распространившаяся на 40 километров вокруг, уничтожила вблизи притоков Подкаменной Тунгуски – Кимчу и Хушмо. Общая площадь поваленного леса составила более 2 тыс. кв. км.

Еще некоторые площади сгорели в результате пожара, вызванного мощной световой вспышкой и потоком раскаленных газов. При взрыве пострадало много животных, людей.

Были разрушены постройки вблизи взрыва, в сотнях километрах выбиты окна домов. Ударная волна от взрыва была зафиксирована обсерваториями всего мира.

Последствия падения тунгусского метеорита

В месте взрыва тунгусского метеорита исследователями была обнаружена 250-метровая полоса космической пыли. В сфагнуме они нашли частицы силикатов и магнетита, стеклянные микроскопические шарики, а в смоле лиственниц – частицы мягкого металла, состоящего из титана, кадмия, серебра, цинка, других элементов.

Свидетельства очевидцев

Немногие люди стали очевидцами тунгусского взрыва. Их свидетельства представляют огромную научную ценность.

Одним из свидетелей был двадцатилетний Илья Тыганов. По его словам за пару дней до тунгусского взрыва небо было очень светлым. Это не было северным сиянием, при котором только светится только часть неба. В эту ночь собаки выли, люди не могли заснуть.

Через три ночи утром он увидел, как на Землю летит «второе Солнце», такое яркое, что на него было невозможно смотреть.

Яркий объект летел очень быстро. Когда он упал, раздался сильный звук, как от ядерного взрыва, задрожала Земля. При этом в небо поднялся столб огня без дыма, появился сильный верховой ветер. Деревья вырывало с корнями. Валились чумы, кричали женщины, плакали дети.

После этого наступила гробовая тишина. Небо стало темным, листья на деревьях пожелтели, а затем почернели. В течение 8 часов в направлении реки стояла серебряная стена. Еще две ночи подряд собаки выли и лаяли, небо было светлым. Летом того года в лесу почти не было зверей, рыба тоже не ловилась.

Лесоповал

Интересны свидетельства братьев Шанягирь, которые утверждают, что было два взрыва. Их чум находился на расстоянии 30 км от места взрыва.

«Утром мы с братом, вернувшись с речки, легли на кровать, крепко заснули. Разбудил нас непонятный толчок. За чумом слышался сильный ветер, свист. Чекарен подумал, что летает много уток. Меня снова что-то толкнуло, я больно ударился головой.

Мы испугались, стали звать родителей. Когда мы вылезли наружу, ударил гром. Земля будто задергалась. Сильный ветер повалил наш чум.

Я увидел, как падают деревья, горит все вокруг — мох, хвоя, сушняк. Повсюду дым. Глазам больно от дыма и нестерпимой жары.

Над горой, где лес уже был повален, вдруг стало очень светло, и появился большой яркий шар, похожий на Солнце. Вдруг снова раздался сильный гром».

Место падения метеорита

Версии о происхождении тунгусского объекта

До сих пор ученые не могут ответить на вопрос, что же тогда произошло. Существует более 100 версий, начиная от тунгусского метеорита и заканчивая инопланетным взрывом. Но ни одна из них не является общепризнанной и подтвержденной.

Самой первой была версия о падении и взрыве тунгусского метеорита. Сегодня многие ученые придерживаются этой точки зрения, несмотря на то, что следы падения – кратер и собственно метеорит или его части — не обнаружены. Они объясняют это тем, что взрыв произошел еще в небе.

Тунгусский метеорит взорвался и разлетелся на осколки, рассыпавшиеся по тунгусской тайге. Исследователи пытаются найти доказательства этой теории. В 8 километрах от взрыва они обнаружили озеро Чеко — гипотетический кратер тунгусского метеорита.

Озеро Чеко

Оно имеет форму правильного эллипса, направленного в сторону поваленного леса. В другой плоскости форма озера коническая, свойственная ударным кратерам. С помощью магнитных методов было установлено наличие твердого объекта (предположительно, тунгусского метеорита) на дне озера. Изучение озера Чеко продолжается.

Гипотезы о тунгусском метеорите

Магнитное поле

В 80-х годах 20-го столетия советские ученые С. Симонов и А. Симонов предположили, что тунгусский метеорит имел собственное магнитное поле.

При вхождении с космической скоростью в атмосферу воздушное пространство вокруг него нагревалось и ионизировалось. В оболочке тунгусского метеорита запустились электромагнитные процессы в результате взаимодействия силовых линий и потоков ионизированного воздуха.

В плотных атмосферных слоях воздушные потоки сорвали с метеорита оболочку из плазмы, оставив от него только сгусток сильно ионизированного воздуха и электромагнитных полей — плазмоид, внешне напоминающий огненную шаровую молнию.

Взрыв намагниченного плазмоида тунгусского метеорита произошел над кратером палеовулкана, другой магнитной аномалией, к которой он притянулся.

Кометная гипотеза

Второй по популярности была кометная гипотеза. Ее выдвинул в 1934 году американский метеоролог Фрэнсис Уипл. Впоследствии разработкой теории кометного происхождения тунгусского объекта занимался советский астрофизик Василий Фесенков. Согласно теории взрыв и свечение были вызваны падением кометы, разлетевшейся от столкновения. Но некоторые предполагают, что комета, состоявшая из космической грязи и льда, подверглась взрыву еще в атмосфере на высоте 5 км.

За всю историю изучения следов тунгусской катастрофы исследователи высказывали и другие версии:

Падение астероида

Российский ученый Иван Мурзинов предположил, что на нашу планету упал метеороид, имеющий астероидное происхождение. Еще в атмосфере он разрушился под действием высокой температуры и давления. Взрыв тунгусского метеороида произошел на высоте 35 километров. Ударная волна повалила деревья, из-за теплового излучения загорелся лес. Мелкие осколки метеороида сгорели, крупные — упали далеко от места взрыва.

Удар огромной шаровой молнии

Тунгусская шаровая молния могла возникнуть из-за колебаний электрического поля или скопления значительного количества энергии.

Столкновение Земли с массой антивещества

Это предположение выдвинул американский ученый Ла-Пас. В качестве аргументов он привел высокую концентрацию радиоактивных изотопов на месте падения тунгусского объекта. По словам советского физика Бориса Константинова, это объясняет отсутствие осколков от метеорита или астероида.

Вхождение миниатюрной черной дыры в Землю

Такое предположение сделали физики Техаса. По их мнению, объект не был метеоритом, а представлял собой небольшую черную дыру, образовавшуюся из-за более мощного взрыва.

Неудачный эксперимент ученого-физика Теслы

В день, когда произошел тунгусский взрыв, известный физик Никола Тесла в своей лаборатории, расположенной на острове Лонг-Айленд, проводил эксперименты по передаче электрической энергии воздушным путем.

Ранее ученый заявил, что сможет осветить путь научной экспедиции Роберта Пири на Северный полюс, и запрашивал карты слабозаселенных районов Сибири. После тунгусской катастрофы финансирование его экспериментов было приостановлено, а лабораторию впоследствии взорвали.

Несмотря на абсолютную недоказанность, эта гипотеза кажется правдоподобной, так как объясняет отсутствие явных следов падения метеорита.

Землетрясение с выбросом и взрывом природного газа

Геолог Юрий Николаев, автор гипотезы, считает, что тунгусская катастрофа представляет собой взрыв не метеорита, а вырвавшегося из недр и затем подожженного космическим телом природного газа. Его предположение не противоречит свидетельствам очевидцев.

Тунгусская катастрофа космического корабля с инопланетянами

И такая гипотеза имела место быть )

Интересные факты

Одной из загадок является Чертово кладбище – аномальная зона, место, куда упал тунгусский метеорит.

Впервые о нем стали говорить в 20-х годах 20 века. Место падения тунгусского метеорита странным образом негативно воздействует на людей, животных. Подходя к краю поляны, люди начинают испытывать боли, беспричинное чувство страха и тревоги.

Животные, которые побывали на месте взрыва, перестают есть и через некоторое время умирают. Их мясо приобретает пунцовый цвет.

По предположению советского ученого Виктора Журавлева при взрыве тунгусского метеорита в каменноугольном пласте возник пожар, который до сих пор продолжается. При недостатке кислорода каменный уголь сгорает с образованием ядовитого угарного газа, выделяющегося на поверхность и вызывающего гибель животных от отравления.

Это объясняет и изменение цвета мяса погибших на месте тунгусской катастрофы животных, которое становится ярко-красным в результате химической реакции мышечного белка с угарным газом.

В середине 80-х годов ученые А. Симонов и С. Симонов высказали предположение о существовании в тунгусской аномальной зоне переменного магнитного поля, которое возникло при падении магнитоактивного тунгусского метеорита.

Известно, что при превышении порога электрического тока происходит электрокоагуляция крови. Животное погибает от массового тромбообразования. Ярко-красный цвет внутренностей ученые связывают с усилением капиллярного кровотока.

А что сейчас

Сейчас место падения тунгусского объекта выглядит со спутника как округлая поляна. Примечательно, но на этом участке лес восстановился довольно быстро: лиственничные породы — за 7 лет, хвойные — за 9 лет. Это заставляет исследователей думать о некотором превышении радиационного фона.

У эвенков, проживающих в районе притока Нижней Тунгуски, была обнаружена мутация белка резус-фактора. Ее появление связано с тем, что их общий предок, который является носителем генной мутации, находился вблизи эпицентра взрыва.

В 1995 году месту, где произошла тунгусская катастрофа, был присвоен статус государственного природного заповедника.